О Проекте:
Учебная тревога — это комплекс мероприятий, обучающих человека правилам поведения в ситуациях чрезвычайной опасности. Она проводится для того, чтобы подготовить человека к принятию экстренных решений в экстренной ситуации. Современная власть регулярно навязывает обществу тревожные синдромы — вспышки эпидемий, серийные убийства, терроризм. Подозрительные предметы в общественном транспорте, подозрительные люди на улицах города, которых мы должны опасаться, начинают возникать сначала в нашем сознании, а затем и в нашем реальном окружении. Сомнение рождает подозрительность и недоверие; власть обещает безопасность в городе, запугивая его граждан до ужаса. Художники проекта также подготавливают посетителей выставки к встрече с произведением искусства. Бомба, начиненная попкорном и кока-колой, не взорвется. Покричав с героями сопротивления их кричалки, ты начинаешь их понимать и перестаешь бояться. Подержав в руках и забрав с собой флажок, начинаешь понимать сигнальную функцию знамени. Кроме того, само слово «учебный» по смыслу схоже с «экспериментированием» и дает приличную дистанцию для более подробного рассмотрения проблемы тревоги. Нужно понять, что тревога здесь наш проект — это программа избавления от этого синдрома. Тревога важна нам как состояние, в котором находится каждый автор.
1 — Жанна Кадырова («Камера слежения», 2011) покажет свою новую скульптуру. Камера наблюдения установлена на стене и как бы «бросает взгляд». Сам взгляд камеры исполнен в цементе. Зрители могут увидеть сам этот взгляд — окаменелый и непрозрачный. Скульптура преграждает дорогу, выражая свою неуместность.
2 — одна фотография Сергея Сапожникова распечатана и размножена. На стене она наклеена грубо (с пузырями и волнами), как на уличных фасадах. Фотография, множась, усиливает внимание к одному изображению, используя технику массового, призывного агитплаката. («Агитация», фото, 2011).
3 — холсты Светы Шуваевой («Сигнальные ленты», 2009, холст, акрил)— прекрасный пример простого живописного хода в духе симуляционистской абстракции. Живописно изображены сигнальные ленты — эти холсты посылают сигналы своей яркой окраской, привлекают и останавливают перед собой. Они задают «красный» акцент, важный для всей экспозиции.
4 — «Пила» Владимира Логутова — лезвие пилы, зубцы которой вырезаны как линии биения сердца (кардиограмма). Этот предмет выглядит опасно, как оружие, и одновременно доставляет эстетическое наслаждение своей изящностью. В ней много напряжения.
5 — Иван Бражкин представляет интерактивную работу — своеобразное «политическое караоке». На экране группы людей выкрикивают революционные лозунги. Зрителю предлагается в микрофон кричать вместе с машиной. Работа будет завлекать зрителя и наполнять пространство веселым шумом беспорядка. (Rebel karaoke, 2011).
6 — Миша Most делает очень подходящую работу — панели-инструкции к эвакуации в случае опасности. На панелях, как в комиксе, множество сценок в духе Мишиных постапокалиптических картин. (Warning 1, Warning 2, холст, эмаль, 2011.)
7 — Not a bomb, 2011 (Давида Тер-Оганьяна. — OS), сделаные из тыкв, патиссонов и колбас, работают как спасительная вакцина против террористической паранойи. Человек видит — потом пугается — но потом начинает улыбаться, ведь бомб нет.
8 — телефоны Вити Макарова периодически трезвонят, создавая нервную атмосферу в боксе. Работа интерактивная: зритель может взять трубку — голос девушки говорит, что все линии заняты, и просит подождать еще пару минут. И т.д. (Disconnect, 2011).
9 — Саша Галкина дарит всем посетителям бумажные флажки с изображением сопротивленческой символики. Маленькие флажки — модель настоящего флага. Эти флажки должны распространяться по всей выставке, как вирус, производящий микрореволюции и микроманифестации («Флажки», 2011).
10 — видео Лены Мартыновой — художник бьет кулаком в объектив, сопротивляясь взгляду камеры («Бой», 2011).
Давид Тер-Оганьян
Сайт: www.alarmart.ru