11 декабря 2015 года в Центре современной культуры «Смена» (Казань) состоится открытие коллективной выставки «Кинотеатр повторного фильма», впервые показанной в рамках Специального проекта 6-й Московской биеннале современного искусства в павильоне «Круговая кинопанорама» ВДНХ (Москва).
Художники
Наталья Вицина, Дмитрий Гутов, Таисия Короткова,
Александра Паперно, Светлана Шуваева, Евгений Юфит, Ирина Корина
Кураторская группа
Александра Паперно, Наталья Нусинова,
Екатерина Иноземцева
Работы художников Натальи Вициной, Дмитрия Гутова, Таисии Коротковой, Александры Паперно, Светланы Шуваевой, Евгения Юфита и Ирины Кориной объединяет остро личная и глубоко индивидуальная творческая работа с коллективной памятью о советском прошлом. Архивное кино — зримое воплощение коллективной памяти. Выдающийся теоретик кино ХХ века Рудольф Арнхейм назвал кино «коллективным бессознательным нации».
Кажется, советская культурная риторика не придумала более странного определения, чем «повторный фильм», для которого предназначались специальные кинотеатры, где эти самые «повторные фильмы» и показывались. Характеристика «повторный» по отношению к фильму сбивает привычные лингвистические настройки, очевидные автоматические связи, потому что определение «повторный» кажется неотъемлемым свойством самого кино, и мы задаемся вопросом: что это за повторный фильм? Значит, был начальный, оригинальный? Или что он повторяет? Ведь фильм вряд ли утрачивает свежесть или оригинальность после первого (премьерного) просмотра, как будто, вступив в реакцию с человеческим глазом, он меняет свои имманентные свойства, и начинается какая-та диффузная реакция, напоминая самые фантастические сюжеты. Повтор, многократный показ становится естественной формой киножизни, законы которой едва ли можно сформулировать, но нам остается специфическая чуткость, странный механизм внутри нас, приближающий или снова отдаляющий то или иное киновпечатление. И выставка «Кинотеатр повторного фильма» как раз и тематизирует подобной тип культурной чуткости, когда возвращение, ретроспекция как художественный принцип становится средством восстановления естественных связей, разломов истории, по выражению Бориса Гройса.
Выставка организована галереей «Триумф» при участии Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
Перформанс Александры Галкиной
На открытии выставки «Кинотеатр повторого фильма» художница Александра Галкина выступит с тематической лекцией «Dj Galqueena — Happy Artist’s Hardcore Set, vol.2». Начало в 20:30.
«Dj Galqueena — Happy Artist’s Hardcore Set» — серия лекций-перформансов Александры Галкиной, начатая в 2015 году. Художник выступает в роли диджея, проигрывающего музыкальные композиции одну за другой. Happy Artist’s Hardcore Set — это авторская подборка «музыки художников», которая охватывает время от начала 20 века и до наших дней. Перформанс, который будет представлен на выставке, обыгрывает двойственный характер выставочного вернисажа. С одной стороны, посещение художественной выставки является видом досугового развлечения, а с другой, неизбежно сопряжено с интеллектуальным усилием.