О Выставке:
Воронежский Центр Современного Искусства и Центр современного искусства «Винзавод» приглашают на открытие специального проекта V Московской международной биеннале молодого искусства «В славном городе Воронеж».
10 лет назад художники Николай Алексеев, Арсений Жиляев, Иван Горшков и Илья Долгов открыли в пятистах километрах от Москвы новое место силы современного искусства — ВЦСИ, откуда «воронежская волна» накрыла мир столичных галерей. Последние пять лет Воронеж, помимо мраморной говядины, все чаще экспортирует на российские просторы молодых художников. Крупные музейные проекты и национальные премии не обходятся без представителей воронежской диаспоры. Впервые художники-земляки, чьи имена давно на слуху, многие из которых уже и не живут в Воронеже, соберутся в Москве на одной площадке — в Цехе красного на «Винзаводе».
Вокруг Воронежа ходит множество мифов и легенд, и давно назрел вопрос репрезентации воронежского искусства в полном объеме. Проект работает на стыке двух возможных вариантов репрезентации: а) поиска общего в художественных практиках «воронежской волны» (эта попытка во многом заранее обречена на провал, так как любое обобщение будет «притянуто за уши») б) создания «холодной музейной» ретроспективы с четкой хронологией событий и свойственной музею дистанцией. Мы склоняемся к плану «б», но не упускаем из виду план «а».
В названии выставки — популярный зачин народных песен русско-украинского пограничья «В славном городе Воронеже…». За ним может следовать любая, часто не связанная с воронежской славой, история. Например, о том, как местный купец отдает любимого сына на службу в имперскую армию на 25 лет, что равно его смерти. В сухом остатке мы знаем о «славности» Воронежа, но в чем она состоит, так и остается загадкой.
Зритель, словно турист, оказавшийся в импровизированном краеведческом музее, за несколько часов погружается в историю современного воронежского искусства, географию и этнографию края.
Воронежский краеведческий музей находится в здании, где в конце 19 века находилось Училище слепых. Это был приют для незрячих, в котором их адаптировали к жизни. Там рассказывали о мире и взаимодействии с ним людям, для которых этот мир был непознаваем. Краеведческий музей в провинциальных городах выступает медиумом, рассказывающим о месте. И в каком-то смысле этим «училищем слепых». Для туристов он за несколько часов рассказывает о регионе, его истории и настоящем. Часто это происходит в довольно странной форме, определяемой фантазией поколений музейных работников, условиями экспонирования и региональными бюджетами. Поэтому посетитель окунается в море памяти, которое штормит от разрывов и бросает зрителя в глубины самых невероятных вымыслов. Из этой пучины он выносит знания о кабанах с гипсовым носом, младенчестве Бунина и его пьяной поездке от гостиницы до вокзала и, может быть, о космической станции «Мир».
На выставке репрезентируется история воронежского искусства именно таким сумбурным, похожим на сон, способом, при этом кураторы постарались сохранить научную краеведческую точность. От каждого художника представлены 1-2 знаковые работы или серия. Генеалогия художественной жизни происходит от Николая Николаевича Ге, через неофициальное искусство 80-х годов, квартирные выставки «Пограничных исследований», художников, сформировавшихся вокруг галереи Х.Л.А.М до сегодняшних резидентов мастерских Воронежского Центра Современного Искусства.