О Выставке:
Эта выставка — коллективное высказывание студентов школы им. Родченко, сделанного на основе художественного исследования в Туле.
Осенью прошлого года мы отправились в этот город, чтобы изучить локальный контекст и взаимодействовать с местным музеем. Студентам предлагалось сделать авторскую серию, в которой бы отражалась тема «оружейности» — сквозная в этом проекте.
Размышляя о провинции, мы так или иначе говорим о мифах. Современная российская система производства мифологии меняет восприятие страны, лежащей за пределами московского региона. Конструкция современной повседневности или реалий жизни в провинции все еще представляет большой интерес для художника из столицы. Идея вжиться в телесность страны и понять, как она устроена, очевидна, хотя и утопична по своей сути.
Производством оружия Тула занимается на протяжении почти всей своей истории. Это предмет гордости и в то же время разочарование от навязанного стереотипа восприятия этого места приезжими. Город-крепость на пути в Ясную поляну, который был закрыт в советское время, лавирует между концептом тульского пряника и пулемета. Развитие локальных брендов, а также идея внутреннего туризма в условиях изоляции, предлагает регионам России иной принцип открытости и гостеприимства.
Иногда очевидное лежит на поверхности, а невероятное скрыто от посторонних глаз. Работая с «оружейностью» как брендом, Антон Андриенко в своей серии собирает лоскутное одеяло того, что словно лежит под ногами и обращено взору внутреннего туриста. Будто бы веселые фотографии на самом деле оставляют в состоянии недоразумения — зрителям кажется, что они что-то подобное уже где-то видели. Все эти объекты, по сути, коллекция брендов современной Тулы, а может, и всей России. Город-текст, Город-герой. Тема «оружейности» стоит в одном ряду с темой насилия. Поэтому образы, которые снимает в своей серии Екатерина Балабан, напрямую связаны с опасностью и непредсказуемостью обращения с оружием. Позы подростков с автоматами, возможно, намекают на синдром «скулшутинга», который докатился и до России. Милитаризация и развитие патриотического воспитания среди подростков причудливо проявляются через хаки и ногти в работах Лизы Вдовиной о женском полицейском колледже.
У большинства моих студентов тема «оружейности» в Туле вызвала небольшое отторжение. Во-первых, из-за ее специфики, во-вторых, из-за отсутствия желания снимать про опасность, которую таит в себе оружие как таковое. Возможно, самой радикальной серией в этом коллективном проекте стала работа Ивана Гайдля, в которой он искал производное от «оружейности», то есть насилия в хаотичных зарослях районов Тулы, таких пугающих и порой опасных.
Тула так и осталась для нас пограничным местом, в котором сходятся реалии и очевидности современной российской повседневности.
Валерий Нистратов, куратор выставки