Фонд в социальных сетях:

Художники

Анастасия Кизилова

Художница, сайнс фикшн писательница. Анастасия начала художественную карьеру в 2001 году, начав обучение в Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. В... Read more →

Подписаться на новости
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки

Выставка: Апофения

В выставке принимали участие:

Дата проведения: 11.02.2022-03.03.2022

Место: ГРАУНД Солянка

Куратор: Майя Нестеренко, Моника Норс

Организаторы: ГРАУНД Солянка

Спонсор: Фонд поддержки современного искусства "СФЕРА"

О Выставке:

Выставка «Апофения» — серия сюжетов, рассказывающих о человеке в состоянии апофении. Стремление находить фантомные связи там, где их нет, склоняет общество к излишней мнительности и суеверности, толкает к альтернативным знаниям и искажению реальности. С другой стороны, апофения как свойство прослеживать определенные закономерности и смысл в разнородных явлениях, присуща художнику как визионеру, становится необходимым условием творчества, который побуждает человека на создание новых форм.

Термин «апофения» был введен немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом в 1958-ом году. Слово происходит от древнегреческого ἀποφαίνω, что означает «высказываю суждение, делаю явным». Согласно Конраду, апофения обозначает измышление взаимосвязей между несвязанными друг с другом в действительности вещами. Это состояние может проявляться не только у людей, страдающих психическими расстройствами, но и у здоровых.

В течение последних двух лет человечество пребывает в постоянном стрессе и нарастающей тревоге. Это толкает людей к спекулятивным и умозрительным схемам, обостряет тягу к оккультным практикам и обрядам с целью внести порядок в возникший хаос.

Биолог и популяризатор науки Александр Панчин выделяет несколько сценариев апофении, среди которых астрология, визуальная и звуковая апофения, ритуалы, суеверия и культы. По его мнению, апофения не должна подлежать искоренению, но к ней нужно относиться с долей недоверия.

Ученые и философы пытаются объяснить подобную склонность человека видеть взаимосвязи в случайных феноменах. Американский философ Дэниел Деннет видит в этом проявление адаптивной функции природы человека. Швейцарский ученый Питер Брюггер полагает, что способность устанавливать связи между неочевидными вещами — условие творческого процесса.

Серия инсталляций, представленных на выставке «Апофения» с 11 февраля по 3 марта, демонстрирует человеческое стремление к порядку и гармонии среди хаоса происходящего и, в то же время, препятствия, которые мы сами себе ставим на этом пути.

 

Читать полностью

Участники:

Алексей Бевза, Элис Бертран и Режан Петаван, Алиса Горшенина, Ася Заславская, Диана Капизова, Даша Кузнецова, Табита Резер, Хо Гуй