О Проекте:
Галерея «Виктория» с фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина представляет выставку Сергея Сапожникова, молодого фотографа, художника, куратора. Выставки с его участием проходили в Венеции, Берлине, Мадриде и Нью-Йорке, а в 2014 году открылась персональная выставка в миланском Музее Польди Пеццоли, известном своей коллекцией искусства старых мастеров. И это не случайно: фотографии Сергея Сапожникова обладают особенной живописностью, предметы на них превращаются в цветовые массы, среди которых затерян человек.
Скрытые лица, вырурные позы, «мусорная», айтсайдерская сторона города — все это напоминает эстетику граффити-культуры, с которой начинал Сергей Сапожников. В то же время, его снимки можно рассматривать и как документацию хитроумных, живописных инсталляций, создающих впечатление кладбища вещей, и фигура человека в нем создает сложный диалог человека с творимой им ноосферой. Технику Сапожникова часто сравнивают с барочной живописью: мир на его фотографиях утратил перспективу, он непривычно неясен, изображение перестает быть документом, а превращается в эмоциональное, отчасти сюрреалистическое высказывание о хаосе, скрывающемся в каждой подворотне российского города. В этом мире все границы мерцают, в один и тот же момент актуализируясь и исчезая. Люди и вещи, интерьер и экстерьер, природные и промышленные объекты — взгляд зрителя, осматривающий масштабные фотографии Сапожникова, переходит эти границы многократно. Композиция его работ столь сложно сконструирована, что знание о природе объекта в сознании смотрящего разлучается с его изображением, так что мы остаемся один на один с мистическим и цветным миром.
Произведения на выставке «Без названия» представляют собой максимально открытые для интерпретации структуры, легко вплетающиеся в культурные коды европейского искусства. Они избегают любой конкретики, любых твердых очертаний, и поэтому свободны от искусствоведческих клише и каких-либо наименований.
«При печати своих фотографий Сергей Сапожников использует кросс-процесс, который вносит коррективы в цветовую палитру и делает цвета ярче. В результате граница между естественными (свет) и искусственными (техника печати) эффектами стирается, и на первый план за счёт глубины выступает живописная плоскость. Обманчивый визуальный беспорядок с нагромождением деталей при ближайшем рассмотрении оборачивается чётко продуманной композицией, где каждый элемент на своём месте. Динамизм этих работ также складывается из заимствованных у живописи приёмов — ритм задают цветные блоки, диагонали и спирали. Движение в работах Сапожникова — это не брызги молока и развевающиеся по ветру листы бумаги, как на известных фотоснимках Джеффа Уолла, а скорее вертикали Александра Родченко. Человеческая фигура в данном случае — это след игровых ситуаций, запечатлённых на фотографиях, но прежде всего это необычайно пластичный материал, который позволяет художнику создавать динамичные формы» — Елена Яичникова, 2014.