О Проекте:
Майкл Хардт как-то заметил, что на всех великих политических демонстрациях любовь будто рассеяна в воздухе. Однако сегодня в воздухе рассеяна отнюдь не только любовь, но также возмущение, гнев и недовольство окружающей политической и социальной реальностью. Эти чувства непрестанно ищут себе выход. И они его находят.
В декабре 2009 года финская компания Rovio выпустила игру Angry Birds; в октябре 2010 года Стефан Эссель издает небольшую брошюру под названием «Возмущайтесь» — текст расходится тиражом в более чем 3,5 млн копий; с 2009 года более 12 млн человек скачали Angry Birds; Facebook-группа «Мы все — Халид Саид», созданная в память о зверски убитом полицией египетском блогере, насчитывает 164 тысячи участников; 1 февраля в Египте в рамках так называемого «Марша миллионов» на площадь Тахрир выходит более 200 тысяч человек; фанаты Angry Birds запустили в своих врагов более 400 млрд боевых птиц; 10 декабря на Болотную площадь в Москве в знак протеста против фальсификации выборов вышло около 60 тысяч человек — это была самая массовая акция протеста за последние 15 лет.
С одной стороны — мощнейший подъем массовых протестных движений нового типа. С другой — уникальная история успеха видеоигры, по сути являющейся чистой аллегорией протеста: птицы всех видов и цветов объединяются в борьбе против свиней, представляющих традиционный образ полиции и дисциплинарной власти, разработанный в контркультуре еще в 60-е годы. Свиньи крадут у птиц яйца — их будущее. Птицы разъярены, они бросаются в бой, поскольку терять им уже нечего. Эта ситуация предельно четко и лаконично описывает реальность посткризисного неолиберального капитализма «жесткой экономии», забирающего у людей последние остатки социальных благ и надежд на светлое будущее. И как показывают события последних полутора лет, начиная от общенациональных забастовок во Франции и Греции и заканчивая событиями Арабской весны, акцией «Оккупируй Уолл-стрит» и массовыми демонстрациями в Москве, люди тоже полны гнева и готовы бороться за свое будущее. Как и Angry Birds, сегодняшнее протестное движение опирается на виртуальные связи, создаваемые при помощи новых медиа; оно говорит на языке аффектов — недовольства, гнева, возмущения — и стремится к экспансии. И главное — оно не собирается идти на мирный диалог со свиньями.
Молодое поколение русских художников, черпая вдохновение в гуле современности, порождает новое искусство — дерзкое и острое, насыщенное энергией и агрессивным драйвом. Такое искусство явно или скрыто объявляет войну свиньям, оно не служит удовлетворению потребности в красоте и украшательству богатых домов — но зато может больно клюнуть. Цель выставки Angry Birds — создать своеобразный catalogue d’oiseaux современного протестного искусства. Художники и есть «злые птицы» — каждый из них одновременно и боец, и снаряд: проанализировав ситуацию, он запускает себя в чужеродную среду и трансформирует ее. На выставке каждая птичка получает голос. Здесь, как и в игре, все птицы разные — разный цвет, разный способ воздействия и различная мощность удара — кто-то бьет живописью, кто-то видео, другие — скульптурой и объектами. Однако всех их объединяет общий вектор борьбы и общая цель.