О Проекте:
Эта выставка является плодом образовательной программы Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, объединяющей молодых художников и учащихся ведущих российских школ современного искусства (таких, как ИПСИ, Школа Родченко, Свободные Мастерские, ПроАрте), которую вел в этом году известный самарский художник Владимир Логутов. Мастер-класс Владимира Логутова проходил в два этапа в течение полутора месяцев, а в перерыве и после него велась активная работа с помощью интернета.
Насыщенность и энергичность этого общения и привели к созданию целого ряда новых проектов. Этому способствовала четкая постановка художником задачи перед участниками мастер-класса: сосредоточение на отношениях «произведение-зритель». Владимир Логутов ввел понятия диалога (как со зрителем, так и с рядом других работ, присутствующих на выставке) в качестве непременного и постоянного условия творчества художника. В этом диалоге произведение может выступать как в качестве единого и неделимого целого, так и претерпевать ряд трансформаций, размывающих его границы.
Усилия всех художников, чьи работы можно видеть на выставке, посвящены тому, чтобы максимально замедлить, усложнить процесс «считывания» произведения искусства и как можно точнее формализовать условия и разнообразные «коды» его визуального восприятия. В ряде случаев молодые авторы предпочли критику экспозиционной составляющей и в целом системы функционирования произведения в светской жизни.
Были предложены самые разные стратегии и методы подобного анализа. Это и парадоксальное закрытие, исчезновение картины, как в работах И. Цыханской и П. Кирюши; и предугадывание разнообразных оценочных клише — от самых простых, обывательских, до психоаналитических, как нам показывают П. Гришин, А. Терешко с В. Лило и А. Качалян. Некоторые авторы намеренно занижают планку «произведения», помещая работу в бытовое пространство (Александра Карелина, Олег Бородин), а некоторые идут на прямую мистификацию (В. Смышленков). Иногда место произведения занимает лишь его след или тень, как у С. Буравченко и И. Новикова.
Таким образом, вопрос «Почему мы ходим на выставки» подхватывается каждой отдельной работой и переводится в плоскость обсуждения самой данной работы. Возникают десятки вариантов ответа, которых объединяет непременный отказ от привычных навыков рассмотрения, обсуждения и оценки произведения, происходит концептуализация приемов экспонирования.
В целом, постановка проблемы художественного контекста как публичности очень актуальна и нова для московской художественной сцены и молодого поколения ее участников, так как доминирование здесь работ с социально-политическоим содержанием привело к тому, что вне поля зрения оказались вопросы возможностей и ограничений собственного изобразительного языка искусства.