3 июня 2015 года в 18.00
Выставка «Резиденция Моква» на Буракова, 27
Участники: Александр Вилкин, Антон Николаев, Алек Петук, Игорь Шуклин
Было много шуток, когда художники приехали из Москвы в Курск и неожиданно очутились в месте с названием Моква, как бы в другой Москве, отличающейся на букву «с». Как бы не «с Москвой», а наоборот убрали одну «с». В это в общем-то случайном совпадении содержится интересный смысловой обертон: в России, где пространства огромны, а культура однородна, на самом деле можно долго, дольше чем до Берлина, Лондона или Парижа, но оказаться в общем-то практически там же, в том же месте откуда вылетел. Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ситуация однородности культуры обеспечивается не только кодами самой культуры (например, существованием языковой нормы, чего нет ни в одном другом живом языке, а только в мертвых или восстановленных), но и структурой коммуникации: в локальных центрах настолько внимательно прислушиваются к тому, что происходит в столицах, что даже в голову не приходит о том, что нужно работать не только, на вход, но и на выход, посылать какой-то обратный сигнал. Если на уровне областного центра, эта ситуация удовлетворяет локальные сообщества, поскольку дает возможность брать на себя культуртрегерские функции, то иные культурные сообщества, более мелкие, оказываются в вакууме, поскольку вместо того чтобы культурно осваивать территории, по площади, а часто по населению превышающие европейские государства, сообщества в центрах регионах «окукливаются», зацикливаются на себе, переживают по поводу своей неполноценности по сравнению со столицей, в то время как локальные истории, местная специфика выглядят чем-то ненужным и случайным, типа как в курском пригороде Моква не хватает одной буквы, чтобы стать утопической «Москвой». И находясь в Москве и находясь в эбонитовых башнях мокв провинциальных сообществ, изменение сложившейся, едва ли не окостеневшей до ритуала, системы коммуникации представляется сложной, неподъемной задачей. И вряд ли это возможно в какой-то логике, кроме как экспедиционной — нужно ехать самим и налаживать коммуникацию. Дело в том, что в локальных сообществах знают язык и ситуацию центра, а мы их – нет. Поэтому художникам едущих в провинциальную вживаться там в ситуацию, чтобы находить точки соотнесения нашей внутренней невменяемости с невменяемостью страновой. И зафиксировать все сюжеты, которые в этих условиях рождаются.
В этот раз четверо художников (трое работают в Москве, один в Берлине): Александр Вилкин, Антон Николаев, Алек Петук, Игорь Шуклин на две недели поехали на резиденцию Моква для того, чтобы вжиться в местную ситуацию, интенсивно поработать. Этот эксперимент должен показать, что в России несложно работать в отрыве от центров и создавать произведения. Невозможность творчества в отрыве от центра чаще всего приводится провинциальными художниками в качестве аргумента почему, искусство в провинции невозможно. Мы постарались опровергнуть это распространенное заблуждение…..
Антон Николаев