Фонд в социальных сетях:

Художники

Алиса Йоффе

Дата рождения: 1987   Резиденции: 2018 — Американская Академия, Рим, Италия 2013 — KulturKontakt, Вена, Австрия Коллекции: Государственная Третьяковская Галерея,... Read more →

Подписаться на новости
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки

Выставка: Выставка Алёны Шаповаловой «Раскопки»

Дата проведения: 29.11.2016-07.12.2016

Место: Школа Родченко

Куратор: Дмитрий Венков

Спонсор: Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, информационный портал ArtTube

О Выставке:

­

 

Очень схематично можно посмотреть на историю российского искусст­­ва XX в. через следующую оппозицию. Были периоды когда художники желали и шли на диалог с обществом и властью, ощущая себя глашатаями нового слова и полноправными творцами настоящего и будущего. В эти периоды, они буквально выходили с искусством на улицы, устраивали демонстрации, кусали прохожих, организовывали политические партии, транслировали свои послания через все возможные медиа. Эта экспансия была подкреплена верой в то, что, с одной стороны, власть либо на их стороне, либо не препятствует, а с другой стороны, общество гибко и отзывчиво к художественным экспериментам. Эти периоды обычно заканчивались “сверху”: относительно брутально власть давала понять художникам, что работать можно только в определенных рамках. На что художники реагировали по разному. Одни соглашались экспериментировать в предложенных условиях, а другие уходили в подполье. Такие “ограничительные” периоды длились обычно дольше либеральных, но при этом не были лишены преимуществ. Для неофициальных художников и групп искусство было романтическим местом бегства от закостенелой действительности. Переживая невозможность что-либо изменить в окружающем мире, они создавали приватные миры, открытые лишь немногим посвященным и населенные сущностями на этих посвященных похожими.

Сейчас, после шлейфа декоративного политического искусства нулевых, которое долго не могло осознать свою неадекватность моменту (псевдоангажированное искусство десятых о невозможности политических перемен как подтверждение этого запаздывания в понимании ситуации), мы наблюдаем реакцию на возрастающую роль государственного арбитра, а также — это нечто новое — на экспансию индустрии свободного времени в поле искусства и связанных с ней типов институций. Художники не хотят диалога ни с властью, ни с обществом, но хотят диалога с институциями, которые, все больше являются буфером между художником и зрителем, нейтрализующим потенциально опасные или субверсивные аспекты искусства. В этой ситуации, молодые авторы традиционно бегут от ригидной действительности в доступные им миры: компьютерные игры, интернет, технологии, фантастику, мысли о будущем. Какой бы современной ни казалась эта форма эскапизма, она таит в себе одну большую проблему. Эти миры дают иллюзию легкого творчества, смещая акценты с рефлексии на технологию. Нужно понимать, что искусство, как и все в культуре, не возникает из ничего, оно всегда опирается, отталкивается, находится в диалоге, ниспровергает то, что было до. В этом смысле, предложенное автором направление бегства в историю — искусства в частности и цивилизации в общем — наиболее продуктивная форма эскапизма в холодную пору, поскольку в ней содержится материал, из которого могут вырасти новые диковинные плоды. Сначала в теплице, а затем, когда потеплеет, может, и на улицу перекинутся.

                Дмитрий Венков

Читать полностью

Участники:

Алена Шаповалова

Пресса:

Школа Родченко, "Раскопки"