О Выставке:
Живописный проект Сергея Скутару «Основа». Сергея смело можно назвать «певцом повседневности». В каждом его произведении настойчивым рефрентом сквозит ощущение обыденности. Рисуя свои картины на кухне малогабаритной квартиры, художник фиксирует мир вокруг себя. Это и его дети, и он сам, детские игрушки, продукты на кухонном столе, крыса в капкане. Художник размышляет: «как предметы быта, как части личного пространства, могут помочь отрефлексировать своё существование». Сергей не просто «изображает части мебели», а «исследует вещь» со всех сторон. Запечатлев её в своем сознании, он играет с ней, прокручивает, создаёт новые позиции и визуальные решения, с маниакальной настойчивостью пробиваясь к константам, основам живописного образа. Прощупывая кистью соотношения вертикалей, горизонталей и диагоналей Скутару создает яркий живописный образ, точно определяющих объем и глубину пространства. Вдохновленный опытом Рогинского и Кабакова, которым удалось передать ощущение своего времени: Рогинскому через цвет, а Кабакову через тотальные инсталляции, Сергей обращается к «своему предметному миру» и видит в нем основу творчества и потенциал для дальнейшего исследования.
На выставке будет представлено около 20ти живописных работ в присущей автору южной колористике. Живопись выполнена на дверцах мебели, найденных художником во время работы дворником.
Скутару родился в молдавском селе Багринешт. С 1997г переехал в Москву, потом в Зеленоград. Участник скайп-клуба Авдея Тер-Оганяна.
Персональные выставки были в галерее «Be in Art», студии Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина на Буракова. Участник выставки (совместно с А.Вилкиным и И.Дубягой) в культурном центре «Типография» (Краснодар).
«Мёртвая природа» Сергея Скутару
В основе всякого акта художественного мышления лежит потребность человека определить себя. Непосредственно, стихийно такое самоопределение часто происходит через изображение окружающего нас материального мира, мира вещей. От натюрмортов Шардена до инсталляций Кабакова за простыми утилитарными предметами мы видим автора. И если в жанре автопортрета художники частенько льстят себе, то натюрморт оказывается на удивление правдивым.То, что на первый взгляд является изображением повседневного быта- на самом деле оказывается страшной правдой человеческого существования. Что же нам делать с этой правдой? Выйти за её пределы, убежать, окружить себя другими- прекрасными, роскошными дорогими вещами скорее всего у нас не получится. У этой правды жизни есть только одна альтернатива- правда смерти. И вот с позиций этой альтернативы окружающий нас хлам становится нам невероятно дорог! Мы чувствуем, что смерть неизбежно поглотит эту «мёртвую природу» и нас самих, а это пробуждает в нас чувство бытия и сознание колоссальной ценности жизни со всеми её проблемами и несовершенствами.
Ряд таких «философических» художников сегодня пополняется ещё одним именем- Сергей Скутару. Представленные на выставке работы выполнены на старых мебельных плитах от «бабушкиного» шкафа. Сами по себе эти плиты уже вполне могли бы стать артефактом- такое мощное эмоциональное воздействие они способны оказать на российского зрителя среднего возраста. Это нелепое порождение советского дизайна всегда вызывало противоречивые чувства: ведь десятки заводов перерабатывали натуральную древесину в опилки, чтобы обеспечить страну этой громоздкой и угрюмой мебелью. Но в её декорациях прошла жизнь нескольких поколений. Мечта советского человека- «югославская стенка» сегодня оказалась на свалке, а затем обрела вторую жизнь, сделавшись основой для живописного произведения. Так возникает столь ценимое в советском искусствознании единство формы и содержания. Эти работы, неприемлемые для советского официального искусства, и сегодня найдут не так много почитателей. Заряд «исторического оптимизма» был и остаётся социальным заказом потребителей искусства. Это вызывает опасение за дальнейшую судьбу работ Скутару. Не исключено, что часть из них со временем снова может оказаться на свалке. Найдётся ли тогда романтически настроенная душа, чтобы вновь поместить их в выставочное пространство?
Александр Сигутин