О Выставке:
Название выставки — строчка из песни «Смерти больше нет» группы IC3PEAK о вязкой российской действительности, в которой могут утонуть любые порывы. Сама выставка объединяет работы трёх художников и подборку фотокниг об окраинах российских городов — неустроенных пространствах, в которых за типовой застройкой — результатом градостроительной политики как СССР, так и современной России — теряется человек.
Кажется, мы привыкли именно к такому образу, тиражируемому одновременно народными пабликами вроде «Эстетики е***ей [окраин]» и модными журналами вроде британского Calvert Journal, где центральным образом становится ландшафт — типичная архитектура, типичное благоустройство и типичная неустроенность. Этот ландшафт вытесняет человека или также его типизирует. Но выставка в «Типографии», кажется, всё-таки о другом — о том, как ландшафт становится пространством для человека и способом подсветить особенный, индивидуальный опыт (который, конечно, может быть общим). Художники — Игорь Самолёт, Юля Шафаростова, Тамара Шипицина — живут (а иногда и работают) на окраинах и рассказывают через пространство о себе и своём опыте повседневности. Используя разные методы и техники они ре-мифологизируют эти пространства, перепридумывая и пересочиняя их легенды.
Построенная как лабиринт выставка, приглашает в путешествие по разным художественных стратегиям, квартирам и дворам, легендам и экранам смартфонов.
Пройдя сквозь узкий проход, вы попадёте в квартирную арт-резиденцию Юли Шафаростовой ladno, где за время работы выставки — как в матрёшке — пройдёт ещё три выставки молодых краснодарских художниц — студенток Краснодарского института современного искусства, которых Юля пригласила к участию.
Из квартиры — в романтические дворы проекта Тамары Шипициной «Окресности». Для Тамары исследование спального района Волгограда становится возможностью вернуться к детским воспоминаниям и проследить, как окружающая среда влияет на восприятие и формирует личность. Её проект «Окрестности» сочетает печатную графику, видеоинсталляции и графику на постельном белье, в основе которых материалы исследования — семейные архивы, интервью с местными жителями, найденные объекты, быстрые зарисовки и фотографии. Не пытаясь приукрасить серую среду спальных районов, Тамара находит в ней ситуации, из которых вырастают образы и воспоминания, романтизирующие повседневность.
Из Волгограда мы снова возвращаемся в Краснодар, в проект Юлии Шафаростовой «Бачикистан», в котором художница создаёт новую мифологию микрорайона Музыкальный — одного из самых неблагополучных в Краснодаре. Музыкальный становится отдельным государством со своей историей: пустыри недостроенных зданий превращаются в национальные парки, лужи — в пруды, где распускаются лотосы, камыши сплетаются в венки. Резиденция ladno — тоже часть, вполне реальная часть, вымышленного культурного поля Бачикистана. Стратегия мифологизации придает району новое значение и возможность присвоить (в символическом плане) его территорию. И вот Бачикистан уже не ограничивается пределами конкретного района, а присутствует в самых разных местах — в выставочном зале «Типографии» или в музее современного искусства «Гараж» в Москве, а все посетители — это его временные жители.
Инсталляция Игоря Самолёта «Третья волна», сделанная специально для выставки, кажется, совсем не об окраинах — это стена из скриншотов его смартфона. Когда-то Игорь начинал с проектом Be Happy! (2013), для которого снимал людей в поисках предельных состояний и счастья на окраинах разных городов России, включая Котлас — его родной город в Архангельской области. Сейчас Игорь живёт в одном из спальных районов Москвы и в своих проектах обращается к смартфону — объекту, который становится медиатором между человеком и окружающей действительностью. Взгляд на пространство вокруг концентрируется в экране телефона, в сторис инстаграма, интерфейсах приложений и чатов. Из этих экранов Игорь собирает инсталляцию — стену, которая одновременно защищает от внешнего мира и в то же время становится его образом. Повседневность трансформируется в этих скриншотах и из разрисованных фотографиях, чтобы быть присвоенной художником и его друзьями.
Этих художников объединяет взгляд «отсюда» — взгляд, укоренённый в пространство. Они говорят об этих местах и перепридумывают их не потому, что это ностальгический ruin porn или завораживающий образ ровных рядов безликих высоток, а потому что это пространство их жизни — они «отсюда».
Дополняет инсталляции подборка фотокниг, в которой спектр различных взглядов на окраины и, шире, на город раскрывается наиболее полно — от отстранённых исследований, вовлечённых наблюдений и сентиментальных путешествий. Сергей Новиков и Максим Шер (Москва) в работах «Палимпсесты» и «Инфраструктуры» анализируют инфраструктуру и архитектуру постсоветских городов как то, что формирует политические, социальные и экономические отношения. Екатерина Васильева (Санкт-Петербург) наблюдает за пейзажами вдоль дороги из Петербурга в Петергоф, Евгений Петрачков (Ижевск) снимает придорожные кафе в Мордовии, Александр Верёвкин — пейзажи и людей Камчатки. Артём Лежепёков (Москва) создаёт серию-триллер из снимков, сделанных на берегу Волго-Донского канала (Волгоград), располагая их в хронологическом порядке. Сергей Сапожников (Ростов-на-Дону) в книге «Город» создаёт идеальные архитектурные композиции Ростова-на-Дону без присутствия людей. Алла Мировская (Москва) обращается к архивным фотографиям, романтизируя образ московского района Коньково. Сентиментальный образ панельной хрущёвки создаёт в проекте «Дом» Юлия Бориссова (Санкт-Петербург). Евгений Пустарнаков (Москва), возвращаясь в свой родной город идёт на поиска того самого «отсюда» — своего дома и города, каким он сохранился в его памяти.