О Выставке:
Групповой проект художников из Санкт-Петербурга и Краснодара
Куратор: Ирина Аксенова
Экспозиционер: Илья Гришаев
FFTN, место для художественных и кураторских экспериментов, строит в Краснодаре дворец в стиле постэкзотиcтского рококо. Временная конструкция из работ молодых питерских художников продолжает инициативы команды FFTN, посвященные испытанию сетей слабых связей в направлении “север — юг”. Проект должен был состояться 30 марта 2020 года, однако монтаж и открытие несколько раз переносились. Концепция выставки осталась прежней, однако настроение полностью изменилось и уровень неустойчивости “дворцового фундамента” достиг максимума.
Дворцы в европейском стиле появились в России вместе с ее становлением как империи. Будучи символом власти, местом ее репрезентации, они строились не только в столице, но и в удаленных провинциях, на периферии. Ряд исследователей связывают закат эпохи великолепных дворцов в середине XIX века с эмансипацией искусства: культура получила полномочия императора, и репрезентация власти получила иную форму. FFTN пересобирает понятие дворца, дает ему потенциал стать узлом горизонтальных отношений.
Исторические дворцы — привычная часть петербургского ландшафта. Не являясь больше жилищем правителей, они сохраняют свою статус исключительности и наделяют им все, что происходит в их стенах. Современное искусство нередко гостит в исторических интерьерах и иногда строит собственные дворцы-выставки (напр. The Encyclopedic Palace на 55 Венецианской биеннале, стеклянный FAUST Анне Имхоф на 57-й Венецианской биеннале). Данный проект рассматривает дворец как символическое пространство, которое манифестирует политическое (поэтическое) в культуре. Обращаясь к метафизике и семантике этого типа постройки, команда проекта вдохновляется Fun Palace Седрика Прайса и строит дворец как “не-здание” (non-building).
В традиционном дворце есть публичные пространства власти и приватные уголки неофициальной иерархии. План путевого дворца в Краснодаре включает в себя Гранд-палас для официальных приемов, Эрмитаж для уединения и любви и Зверинец для ратных подвигов. Однако в его не-структуре иерархии нарушены: дворец без короля и королевы дает фантомную власть трикстерам, скоморохам и оборотням. FFTN не планировал строить цитадель с высокой башней, что дает густую тень на главную площадь города (см. Н. Фергюссон “Башня и площадь”). Нет. В мечтах и планах рисовался изящный рокайль, конструкция, которая держится на игривости и капризе. Но как строить легкие и открытые всему не-здания, когда кажется, что спасение только в крепости? Мечта стала воспоминанием, а путевой дворец руинами возникает на горизонте местного ландшафта.