Когда художник обретает речь? В какой момент он или она находят/овладевают авторским языком? Да и нужно ли это теперь? Задавая вслух подобные вопросы ⎼ есть риск быть обвинённым в некомпетентности и неактуальности. И может показаться, что сегодня уже нет нужды в подобной рефлексии. Художественное производство уподобилось корпоративной работе с набором определенных «кейсов», разработка которых и составляет задачи искусства. Словно только молодым авторам позволяется блуждать в потёмках поиска своей идентичности.
Вопрошать об агентности художника с каждым днём
становится все сложней. Обучаясь в многочисленных школах искусства, авторы, или
пока ещё студенты, вбирают в себя разнообразные дискурсивные и пластические
практики. Однако что же с эти инструментарием делать дальше ⎼
никто сказать не может. Применить полученные знания об искусстве так, как о них
рассказывали преподаватели ⎼ значит стать эпигоном. Отказаться от них ⎼
потратить впустую время учебы. Молодые художники вынуждены балансировать меж
двух крайностей в попытке обрести авторскую самость. Обозначенная ещё Джеймсом
Элкинсом проблема двойственной природы художественного образования верна для
всех арт-школ, в какой бы стране они ни находились. Можно ли научиться
современному искусству, избежав Сциллы и Харибды?
Сходная дилемма встает сегодня при изучении
отдельных медиумов: что значит обучиться живописи? Освоить язык минимализма или
трансавангарда недостаточно для свободного разговора о картинах. Актуальная
художественная теория предлагает изучать «живописное» как совокупность
смысловых и практических рефлексий на медиум и его историю. Но в такой ситуации
подлинным венцом обучения становится исследование искомой темы. «Живопись 2.0»
подобно Граалю – недосягаемый, но всеохватный феномен. Научиться ему – значит
не обрести авторский язык, но уметь его демистифицировать и обнажить его
структуры. Молодые художники, не привязываясь к границам медиума, могут
свободно фланировать в «живописных сетях» в поисках своей идентичности. Не так
принципиально – получится ли у них картина, объект или интерактивная
инсталляция, если они порождены сциентистской тягой к «живописному».
Применить свои знания к актуальной художественной практике, и в частности живописи, представляется возможным лишь путем серьезной рефлексии. Повторить за преподавателем, поддержать традицию – сегодня уже малопродуктивно. Разве что, подрывая её изнутри?
Информационный партнёр — ArtTube.
Куратор: Иван Новиков
Художники:
Анна Белоусова, Федор Дубровин, Виктор Жданов, Дмитрий Жильцов, Мария Королева, Ксения Кудрина, Аврора Лоттон, Ольга Машинец, Бэла Погосян, Абрам Ребров, Аня Сапожникова, Саида Саттарова, Геша Ю.
Открытие: 13 марта 2019, 19.00-22.00
Даты выставки: 14-17 марта 2019 года
Время работы: 12.00 – 20.00
Место проведения: Мастерская Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина
Адрес: м. Белорусская, Савеловкая, ул. Правды, д. 24, стр. 2, 2 этаж
Контакты: 8 (499) 220-42-18
artfund@mail.ru