В Музее современного искусства «Гараж» проходит выставка «Ткань процветания».
На выставке представлена работа Александры Галкиной «Юбки», 2011 (холст, акрил, акриловая паста. Семь частей, 60х60 см каждая).
Выставка открыта до 27 января 2019 года.
На первый взгляд, «Юбки» Александры Галкиной — это шутка о том, как гендерная хулиганка взломала Супрематизм. Идеально плоские формы, залитые чистыми цветами и якобы парящие в белом ничто (а на деле прилипшие к поверхности холста и заточенные в его квадратных пределах) лишаются своей универсальности— они начинают что-то значить. Галкина называет свои четырехугольники юбками и делает из них знаки, которые представляют женщину на том месте, где, как считается, стоял мужчина-абстракционист со своей единственной черной меткой, которая вроде бы положила конец любому означиванию, а значит, и гендерному различию. Отсылка к яркой мини — провокационному предмету женского гардероба, под которым у женщины, как известно, ничего нет — заражает супрематический вакуум и ослабляет квадрат, который начинает ползти вкривь и вкось, становясь неправильной фигурой. Вообще-то, и сам исторический «Черный квадрат», от которого буквально начинает плясать серия Галкиной, сам уже содержит потенциал юмористической самокритики — хотя бы в том, как тупо и прямолинейно он повторяет границы своего холста. И Галкина не столько взламывает «Квадрат», сколько вооружается его шуткой, которую другие не замечают за пафосом Малевича-творца, завершителя искусства. Смех «Юбок» в повторении и искажении: это серия, и там, где великие авангардисты будто бы пытались поставить одну-единственную точку, Галкина продолжает и настаивает, размножает и раскрашивает. У квадрата разъезжаются стороны и углы, получаются юбки-трапеции— на месте геометрической необходимости возникает фасон. В Супрематизме правили чистые, основные цвета — черный, красный, серый, белый, желтый; у Галкиной не цвета, а расцветки — сиреневая, сероватая, золотистая. Акриловые краски, которые не нужно смешивать, нанесены губкой, которая дает разнообразные фактуры, по трафарету, как по лекалу. Вместо геометрии — фасон, вместо цветов
чистого искусства — расцветки моды, произвол выбора, своенравие вкуса, вернее—дерзость безвкусицы, которую может позволить себе только та, кому нечего терять — настоящая авангардистка, у которой под юбкой ничего нет.
Александра Новожёнова